Закон об ОСАГО требует, чтобы винновый в ДТП оплачивал пострадавшим причиненные убытки. При этом в рамках страхового лимита полиса ОСАГО ущерб возмещает страховая компания. Если же сумма ущерба превышает лимит, то разницу виновник аварии обязан компенсировать самостоятельно.
Когда в аварии виноват только один водитель, остальным остается только получить компенсацию со страховщика или с виновника. Сложнее дело обстоит тогда, когда оба участника ДТП виновны в происшествии. На первый взгляд, кажется, что коль скоро оба водителя виноваты, то выплата никому не полагается, так как формулировка закона гласит: невиновный получает компенсацию с виновного через страховщика.
Но в действительности даже при виновности обоих водителей в ДТП, компенсацию можно получить. Для этого сразу же после ДТП каждому из водителей лучше всего обратиться к опытному юристу, так как множество нюансов конкретного происшествия существенно влияют на конечный результат.
С кого требовать деньги?
Часть 2 ст. 1083 ГК РФ гласит: когда в аварии виновны оба, страховщики сторон выплачивают компенсацию пропорционально степени вины каждого. Когда виновник в произошедшей аварии только один, тогда выплату получает только второй пострадавший в полном объеме. При виновности обоих участников по результатам экспертизы выясняется, насколько виноват каждый, а на основании официального заключения суд определяет, кому и в каком размере будет осуществлена выплата.
Страховщик может отказаться выплачивать компенсацию, когда в аварии виноваты оба водителя. Основанием для отказа в таких случаях чаще всего становится отсутствие данных о виновности каждого, поэтому нет оснований для назначения компенсации. Страховщик при небольших суммах ущерба полагается на нежелание клиента идти в суд, нести расходы и затраты времени на продолжительное разбирательство. Имеет место умышленный обман клиента, оспорить который не составит труда для опытного юриста.
Бывает и так, что страховщик соглашается выплатить клиенту половину от полагающейся суммы компенсации, априори приняв степень вины равной 50%. Так ли это в действительности, клиент может установить, только обратившись в экспертное бюро, заказав экспертизу, и оплатив услуги специалиста.
Суды, согласно статистике, чаще принимают степень вины каждого участника равной 50%. Такие основания у суда имеются, поскольку п. 2 ст. 1081 ГК РФ позволяет принять равные доли виновности участников ДТП при невозможности установить виновность более точно. В немало степени тому способствует нежелание судей получить обвинение в предвзятости или необъективности. Присуждение же сторонам по 50% – не самый плохой вариант для обеих сторон.
Из этого следует, что виновным в аварии водителям обязательно нужно подать заявление страховщику на получение страховой выплаты, так как при правильно подготовленных документах шансы получить компенсацию велики. В спорной же ситуации решать конфликт придется в суде.
Какова роль юриста в разбирательстве?
Сложностей, возникающих при определении размера компенсации при виновности обоих водителей в произошедшей аварии, всегда довольно много. Основными из них являются:
- Необходимость проведения экспертизы. Трудность может заключаться в том, что нужная оценочная компания может находиться в другом городе, поэтому потребуется организация выездной экспертизы.
- Длительное по времени разбирательство в суде, которое может дополнительно затянуться из оспаривания сторонами результатов первого слушания. Кроме того, каждая из сторон может искусственно затягивать разбирательство, не являясь на процесс, либо предъявляя ходатайства для установления каких-либо обстоятельств.
- Исполнительное производство по результатам решения суда. Отказ страховщика добровольно исполнить решение суда потребует привлечения специалистов Службы судебных приставов.
Согласно статистике, разбирательства такого рода, когда стороны руководствуются собственными силами и не привлекают к защите своих интересов квалифицированных юристов, занимает в среднем от 1 года. Именно столько пострадавшим придется ждать получения компенсации. Ускорить процесс может опытный автоюрист, хорошо знакомый с процедурой и способный быстро подготовить все необходимые документы для защиты интересов клиента.
Не каждая оценочная компания вправе проводить экспертизу ДТП. Для этого требуется лицензия, выдаваемая СРО. Заключение такой компании будет принято страховщиком и судом к рассмотрению для расчета компенсации. Своевременно проведенная экспертиза позволяет передать юристу все полномочия по взысканию компенсации, в то время как сам автовладелец может спокойно заниматься ремонтом и пользоваться своим автомобилем.
Привлекая юриста к участию в процессе взыскания компенсации после аварии со страховой компании, необходимо заключить договор, в котором подробно перечислены все полномочия, передаваемые доверителем, а также сроки выполнения работ. Оплата услуг, традиционно, производится по результатам выполнения договора.